Статьи о стартапах

Почему стартапы умирают: реальные причины закрытия

Ошибки
Если загуглить «причины провала стартапов», вы увидите десятки разных причин от топовых и не очень изданий. Найдете в выдаче гугла и ТОП-5 причин, и даже ТОП-20 причин. От «у стартапа закончились деньги» до «выгорания фаундеров» и «отказа от пивота». Это все, конечно, хорошо. Но все зависит от того, кто смотрит на ситуацию и оценивает причины провала.  И кто и зачем о ней рассказывает.

Фонды делают свои выводы и озвучивают свою версию, стартапы не озвучивают свои ошибки. Извне оно выглядит именно так, как на картинке ниже. А изнутри если посмотреть?

А изнутри, оно выглядит часто совсем по-другому. И реальные причины факапов могут быть совершенно другими. 

Тссс. Они и есть совершенно другие. Но кому это интересно?

Вот самая топовая причина «у стартапа закончились деньги». Это, с одной стороны, объяснение, а, с другой, не говорит вообще ни о чем. Почему закончились? Можно было как-то по-другому? Раунд не подняли? А почему не подняли? А можно было без раунда? А можно было протянуть еще полгода? А можно было как-то начать зарабатывать/зарабатывать больше/вырулить?

И здесь открывается просто бездна, которую не видно никому. Реальные причины не хотят показывать ни команда, ни инвестор. Логично и вообще все понятно. 


Чаще всего реальные причины провала проектов не выгодно показывать. И от этого лесенка с граблями не становится короче и все последующие топают и топают по этой лесенке, шишки набивают и обратно вниз катятся. И тоже молчат.  И это печально…

И вот мой личный ТОП-3 причин провала стартапов:

- разработка. Как ни крути, стартап — это продукт. Продукт нужно создать. Даже минимальный.  Даже супер MVP. И, чаще всего, разработка - самая большая причина, по которой едут сроки. Разработка — это самая большая статья расходов. Разработка — это самая большая причина разладов в командах. И факапы в процессах, связанных с разработкой продукта, влекут за собой смерть продукта. 

⁃ нерациональное использование ресурсов. Мы сервера купим хорошие, лучшие, вот, прям, с самого начала разработки и до релиза будем пилить на них! 
А еще, вот, этого CMO из …. наймем. Он же крутой! Да, пофигу, сколько он стоит. И плевать, что никто из команды не может оценить его компетенций! 
Или вот биздева в Штатах наймем, лучшего! Он нам все продаст! Все! 
Или офис. В центре! В центре NY! 
Иногда нанимают бестолковых сотрудников, которые  стоят $20К+. Или толковых, дорогих, но рано.  Здесь тоже бездна для творчества и вариантов для удара себе в лоб. А результат часто тот же.


⁃ не нашли product-market fit. Это очень часто булшит, друзья (если только не пытались продать аренду палатки в даунтауне по подписке. Хотя, может и это можно продать…). 
А реальные причины в том, что плохо упаковали продукт, или забили на кастдев, или не захотели менять упаковку из-за самоуверенности. Или цену задрали, потому что экономика не сходится, а инвестору нужно показать прибыль. А по такой цене покупать никто не хочет. И это малая часть того, что вижу я.  

И если CB Insights говорит, что чаще всего стартапы умирают, потому что Ran out of cash/failed to raise new capital, то выше я написал несколько более реальных причин.

Не все, что реально - на поверхности. Не все, что на поверхности - реально. Такие дела. 
Made on
Tilda