
Мы живем в мире глубокой специализации. Один из самых распространенных советов, которые получают молодые специалисты в найме — обучаться как можно быстрее и глубже, чтобы повысить свою ценность для работодателей и ускорить свой карьерный рост. Является ли это хорошим или плохим советом для людей, пытающихся подняться по карьерной лестнице - можно рассуждать. Но он определенно не применим к людям, которые хотят стать фаундерами стартапов.
Да, глубокое понимание и навыки в любой области полезны, но их недостаточно для успешного предпринимателя. Первая и главная причина этого заключается в том, что на самых ранних стадиях у вашего стартапа не будет ресурсов для создания большой слаженной команды всех специалистов, необходимых для ведения бизнеса. Тем не менее, необходимо позаботиться обо всех сторонах бизнеса, и первоначально этим будет заниматься исключительно команда фаундеров. Поэтому широкий спектр базовых навыков управления бизнесом крайне необходим.
Вторая, более абстрактная, но не менее важная причина в том, что роль основателя заключается не только в решении необходимых задач, но и в принятии правильных решений. А для этого основателю необходимо иметь гораздо более целостное представление о бизнесе. Задача фаундера состоит в том, чтобы собрать в единое целое все знания и опыт, необходимые для успеха проекта. А это означает, что узкая специализация в одной области просто невозможна. Фаундеру нужно иметь максимально широкое представление о бизнесе, чтобы видеть и понимать его проблемы и возможности.
Итак, вот набор скиллов, которые нужно неустанно развивать:
1. Продажи. Продавать любят немногие, а умеют вообще единицы. При этом хорошие навыки продаж лежат в основе успеха любого стартапа. Фаундер стартапа обязательно САМ должен научиться продавать свой проект и себя, потому что обязательно глубоко понять проблемы, желания и потребности человека, стоящего по другую сторону разговора. И помните, что как фаундер вы не только продавец, но и визионер проекта. И эти две роли должны существовать в синергии. Так вы будете понимать, как нужно продавать ваш продукт и в какую сторону его развивать. Как бонус, когда вы преуспеете в продажах своего продукта, вы почувствуете реальную тягу к рынку и процесс продажи будет гораздо приятнее, чем вы думаете.
В конце концов, вам придется продавать свой проект не только клиентам, но и потенциальным кофаундерам, команде, партнерам и инвесторам. И ваша супер-задача - продать им идею, что ваш проект стоит их времени и/или денег. И очень важно учиться делать это хорошо.
2. Нетворкинг. Это крайне важный и необходимый навык для любого предпринимателя. Каждый фаундер должен строить свою сеть контактов, ведь возможности всегда исходят от людей. И лучший способ дать этим возможностям найти вас — это дать знать другим людям что вы делаете. Нетворкинг крайне полезен для расширения насмотренности, обкатки новых идей, поиска нужных людей, инструментов, решений и т.д.
3. Финансы. Конечно, финансы — это кровь любого бизнеса, будь то многомиллиардная корпорация или небольшой стартап на ранней стадии. Пренебрежение финансовой стороной проекта — верный способ привести проект к закрытию. Знакомство с языком финансов поможет вам более целостно понять свой бизнес и позволит вам принимать более осознанные решения.
4. Навыки общения и управления людьми. Предпринимательство в основном связано с коммуникацией. И это применимо не только к продажам. Как только у вас появятся кофаундеры, деловые партнеры и первые сотрудники, ваша способность заставить всех смотреть в одном направлении станет абсолютно необходимой для успеха вашего проекта. Для этого вам нужно быть не только хорошим переговорщиком, но вы также должны хорошо понимать мотивы, побуждающие людей, работающих над вашим проектом делать свое дело. Фактически, когда ваш бизнес вырастет, ваша основная роль в качестве фаундера будет состоять в основном из принятия стратегических и тактических решений в сочетании с навыками общения и управления людьми.
Ранние этапы запуска проекта — лучшее время, чтобы попытаться заложить фундамент этих навыков. Создание продуктивной культуры стартапа с самого начала важно, потому что культура имеет тенденцию распространяться от команды основателей наружу через каждого нового сотрудника. Если ваша культура хаотична и деструктивна на раннем этапе, будет очень трудно исправить это на более поздних этапах. Поэтому важно подумать об этом как можно раньше и активно пытаться исправить это, подавая хороший личный пример.
5. Стратегические и аналитические навыки. Умение работать с аналитикой и данными — обязательное условие для любого основателя стартапа. Работа, связанная с самыми ранними стадиями стартапа, на 50% состоит из эмпирических исследований и на 50% из управления бизнесом. Тестирование и проверка ваших гипотез на рынке имеет решающее значение для того, чтобы найти product market fit и убедиться, что вы не создаете что-то никому ненужное.
Во-первых, чтобы успешно управлять этим процессом, вы должны быть объективными — вы должны быть в состоянии изменить свое мнение, когда цифры ведут вас в совершенно другом направлении.
Во-вторых, вам нужно выбрать ключевые метрики эффективности, которые являются ведущими индикаторами того, что вы нашли product market fit. Вам необходимо корректировать свои решения и действия на основе нового понимания, которое дают вам эти ключевые метрики эффективности.
И последнее, но не менее важное: вы должны уметь смотреть на картину в целом. Ресурсы, к которым имеет доступ ваш проект ограничены. Вам нужно выбрать, куда именно вложить свои деньги, время и усилия, чтобы получить максимальную отдачу от вложений в долгосрочной перспективе.