Что такое юнит-экономика простыми словами

Что такое юнит-экономика простыми словами

Павел Караневич 13.08.2024

Что такое юнит-экономика простыми словами

Юнит-экономика (unit-экономика, unit economics) — метод экономического моделирования, который помогает определить прибыльность бизнеса через расчет прибыльности бизнес-юнита (единицы товара или одного клиента). Эффективен для digital-проектов.


Юнит-экономика позволяет увидеть, сколько вы зарабатываете с потока клиентов — поток состоит из юнитов, каждый из которых приносит определенную прибыль (или нет). Если вычислить, сколько приносит каждый юнит и какие расходы при этом несет компания, можно рассчитать, какую прибыль вы получите с определенного потока. По результатам расчета становится ясно, стоит ли масштабировать бизнес, привлекать инвесторов, увеличивать поток или маржинальность сделки. Если юнит-экономика положительная, значит можем масштабировать и больше зарабатывать. Если же юнит-экономика отрицательная, то масштабировать будем убытки.


Когда считать юнит-экономику обязательно


До запуска продукта. Перед запуском должен быть понятный план и понятные цели, поэтому юнит экономику необходимо прогнозировать основываясь на тех данных, которые удается получить из открытых источников(исследования/статьи/конкуренты) или инсайдерской информации.

Когда все плохо. Когда проект начал “минусить” и нужно разбираться в причинах - расчет юнит-экономики поможет увидеть объективную картину и принять правильные решения.

Этап масштабирования бизнеса. Расти вслепую - не самый лучший способ. Расчет юнит-экономики поможет понять как правильно масштабировать бизнес и каких результатов можно достичь при масштабировании.


Два основных подхода к расчету юнит экономики:




Считаем ​​Юнит = 1 единица проданного продукта:


Считаем Юнит - 1 пользователь/клиент:

Проекты, в которых юнит экономику считать сложно


Есть ряд бизнесов, где выделить юнит и посчитать экономику очень непросто. На это могут сильно влиять длительный цикл заключения сделки, плавающий размер чека, сезонность и т.д. К таким бизнесам можно отнести любые виды агентского бизнеса (рекламные агентства, аутсорсинговые компании, B2B продукты с фокусом на enterprise клиентов и т.д.). В этом случае чаще всего применяется котловой метод, когда все расходы и доходы компании суммируются(месяц, квартал, год) и таким образом рассчитывается маржинальность бизнеса в целом. О методиках расчета юнит-экономики в сложных проектах мы поговорим более подробно на встрече клуба.

Зачем это все

Юнит-экономику считают, чтобы понять, насколько устойчив бизнес и можно ли его масштабировать, и именно поэтому в качестве юнита выбирают то, что хотят масштабировать.

Основная задача — понять одну простую вещь: зарабатываем мы или теряем на одном юните. Помимо собственно понимания эффективности бизнеса, это можно использовать при планировании: если юнит-экономика сходится, значит можем масштабировать и больше зарабатывать. Если же юнит-экономика отрицательная, то масштабировать будем убытки. А этого мы не хотим.

Кроме того, сам процесс расчета раскладывает экономику бизнеса на компоненты — конкретные статьи расходов и доходов — так проще понять, что на нее влияет, и в итоге — управлять.


Что можно почитать по теме юнит-экономики:


Вся юнит-экономика в одной инфографике статья | инфографика

База терминов и формул для расчета юнит-экономики от Дмитрия Зимина

Сайт Даниила Ханина посвященный юнит-экономике

Юнит анализ. Аркадий Морейнис. (полезно посмотреть на разные кейсы применения)

на английском:

Unit Economics: Striking a Balance between Customer Lifetime Value and Acquisition Cost

What Are Unit Economics and Why Are They Important in Early Stage Startups?

посмотреть по теме:

Илья Красинский и Максим Спиридонов про юнит-экономику

Наверх